Мама, если бы ты мне запрещала пить или курить, я бы вопреки твоим запретам именно это бы и сделала", - вижу серьёзные глаза дочери и понимаю, что не она шутит.
Я не запрещала. Да и в принципе не люблю запретов.
Когда я на своих группах и лекциях говорю о праве ребёнка сказать "нет" обстоятельствам, сверстникам, наркотикам и незнакомцам на улицах, то взрослые обычно понимающе кивают. Но когда я включаю в этот список родителей, учителей и бабушек/дедушек, то одобрение мгновенно улетучивается, и я получаю поток возражений.
Хотя по логике, где мой ребёнок должен научиться говорить "нет", как не в собственной семье?
Аргументы против кажущейся "вседозволенности" для ребёнка чаще всего связаны с опасением, что чадо вырастет безответственным, если его с самого раннего возраста не приучить к порядку.
И это абсолютно справедливо, когда в семье безответственность в принципе является нормой:
✔️Когда я не отвечаю за свои чувства, а меня «довели» или «спровоцировали»;
✔️Когда я не отвечаю за свои поступки, а меня "вынудили" обстоятельства;
✔️Я не отвечаю за свои слова - "вырвалось";
✔️Не знаю цели или не понимаю смысла своей жизни;
✔️Не отвечаю за свои ценности: декларирую одно, а поступаю иначе;
✔️Считаю, что кто-то виноват в моих неудачах;
✔️Или наоборот, виню себя в неудачах других;
✔️И вообще, я жизнь на кого-то положила.
Если я сама не умею быть ответственной по отношению к себе, как могу научить этому ребёнка?
В этом случае, да, остаётся только до поры до времени контролировать отпрысков, теша себя надеждой, что мой ребёнок меня точно не обманет, будет советоваться и всё расскажет.
А можно начать учиться самой быть ответственной вместо того, чтобы учить этому детей, вспомнив слова Василия Александровича Сухомлинского:
"Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на Вас. Воспитывайте себя!»
Воспитание детей – это воспитание себя на глазах у детей при сохранении добрых и доверительных отношений.
А качественный контакт и доверие с ребёнком возможны только при полном уважении к его свободе, его уникальности и его человеческому достоинству, которое предполагает возможность человека любого возраста сказать «нет».
При этом в вопросе отказа от употребления психо-активных веществ родительский пример также имеет огромное значение. Только примером своей трезвой жизни мы можем воспитать ребёнка, который однажды уверено скажет "нет" алкоголю, никотину или другим веществам.