Одним из самых сложных и провокационных вопросов о трезвости является отношение к вину в Православии.
Обычно в защиту употребления спиртного приводятся доводы, начиная со слов царя Давида о том, что "вино веселит сердце человека", чуда превращения воды Иисусом Христом на свадьбе в Кане Галилейской и заканчивая Таинством Причащения, для которого используется красное вино.
Как сопоставить благословение вина в Библии с отношением к вину как яду, которое проповедуется во многих трезвеннических движениях? Нас в Церкви травят что ли?
По мере изучения вопроса, выясняется, что в древнееврейском языке есть несколько слов, обозначающих широкий набор продуктов из винограда: от броженного и неброженного вина до уваренного сока (сиропа из винограда). На наш же язык все они переведены словом "вино", что вносит много непонимания в и без того сложный вопрос.
По отношению к крепким алкогольным изделиям слово "вино" вообще не применяется в Священном Писании, а их употребление категорически порицается.
Пьянство осуждалось во все времена, а воздержание считалось добродетелью. Принимались обеты назорейства, предполагавшие в числе прочего, исключение из употребления винограда и продуктов его переработки в любом виде. Большинство святых подвижников были трезвенниками, о чём также свидетельствует Священное Писание и Священное Предание.
Кроме того, важно понимать, что проблема алкоголизма не в самом алкоголе, а в том, кто и зачем его употребляет.
В Православии нет прямого запрета на употребление вина, как скажем, у мусульман, и это даёт возможность спекуляции понятием "малых доз".
Однако, мотивация к употреблению большинства современных людей лежит в плоскости получения удовольствия. Человек ориентирован на эффект опьянения для ухода в той или иной степени от реальности.
С такой мотивацией потребность в веществе будет иметь тенденцию к росту, а это опасно попаданием в зависимость. Что, к сожалению, и происходит с каждым седьмым человеком, пристрастившимся к спиртному.
Сравним с мотивацией первых христиан.
Например, апостол Павел предлагал Тимофею, имевшему проблемы с пищеварением, употреблять в пищу помимо воды немного вина.
При этом известно, что сам Тимофей подолгу и серьёзно постился, во всём ограничивая желания плоти.
Какую порцию вина можно рекомендовать человеку, который даже воду пьёт в строго ограниченном количестве? Эта порция была бы по нашим меркам смешной даже для многих женщин.
Ещё один важный момент, связанный с опасностью малых доз - это масштаб проблемы пьянства в современном обществе.
Есть разные данные, но по самой скромной медицинской статистике только в России ежедневно от проблем, связанных с употреблением спиртного, преждевременно умирает около 1000 человек.
Большая иллюзия считать, что раз я "пью умеренно", то меня это не касается. Даже если человек уверен (хотя и безосновательно), что зависимость, лично ему не грозит, он сильно рискует. Потому что именно "культурное употребление", а не запущенный алкоголизм является соблазном для огромного количества людей, которые уже катятся на дно или вот-вот перейдут опасную черту. И особенно это касается детей.
В Священном Писании сказано: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Мф.18.7). Нужно ли нам горе и стоит ли так рисковать?
Подробно об отношении к трезвости в Православии можно узнать из трудов свмч. Владимира (Богоявленского) «Против нас ли, трезвенников, Библия?».
Анализ смыслов и случаев употребления слова «вино» в Пятикнижии Моисея выполнен канд. хим. наук Клименко Иваном Петровичем (диакон Иоанн).
Автор: Добровольская Екатерина Олеговна,
к.т.н., психолог и ответственный секретарь Общества трезвости
св. блаж. Ксении Петербургской